Главная Важное Цены на авиатопливо и дизель в Европе выросли из-за конфликта на Ближнем Востоке

Цены на авиатопливо и дизель в Европе выросли из-за конфликта на Ближнем Востоке

Ціни на авіапаливо в Європі злетіли: конфлікт на Близькому Сході загрожує постачанню

Европейский рынок энергетических ресурсов испытал значительный рост цен на дизельное и авиационное топливо, которые достигли самого высокого уровня за последние 15 месяцев. Причиной такого скачка стала эскалация конфликта между Израилем и Ираном, вызвавшая опасения по поводу возможных перебоев в поставках из Ближнего Востока — ключевого региона для экспорта нефтепродуктов в Европу.

Об этом сообщает News IO

Рост цен и факторы риска для Европы

Согласно информации Argus, с начала боевых действий в прошлую пятницу наценка на дизель относительно нефти Brent подскочила на 60%, а на авиатопливо — на 45%. Это связано с ожиданиями возможных ограничений в поставках топлива из Персидского залива перед началом летнего туристического сезона. При этом базовая цена на нефть Brent выросла примерно на 9% и приблизилась к $77 за баррель.

Аналитики подчеркивают, что несмотря на резкое удорожание нефтепродуктов, глобальный рынок нефти остается хорошо обеспеченным, а израильская сторона в настоящее время воздерживается от атак на иранскую нефтяную инфраструктуру.

«Это один из самых резких скачков неделя к неделе», — говорит Джордж Мейер-Боннетт из Argus. Он предупреждает: любая нестабильность в Ормузском проливе, через который проходят экспортные маршруты нефти, газа и топлива из Персидского залива, прежде всего ударит по европейскому дизелю.

Зависимость импорта и влияние на потребителей

В 2024 году более пятой части дорожного дизеля, который импортировал ЕС, Великобритания и Норвегия, поступало из стран Залива, в частности из Саудовской Аравии, Кувейта и ОАЭ. Для авиатоплива этот показатель еще выше: более 50% импорта приходится на те же страны, что эквивалентно около 13 млн тонн.

Великобритания является одной из самых уязвимых стран к изменениям на рынке: в 2024 году она импортировала примерно треть всего дизеля и две трети авиатоплива именно из этого региона.

Согласно данным на четверг, баррель авиационного топлива торговался с наценкой $27 к Brent, а дизель — почти с $29. По словам Мейера-Боннетта, повышение цен потребители и авиакомпании почувствуют с определенной задержкой из-за действующих стратегий хеджирования в большинстве компаний.

В то же время рентабельность бензина на европейском рынке снижается из-за низкого спроса как в самой Европе, так и в основных странах-импортерах — США, Канаде и Нигерии. Важным фактором стало открытие нефтеперерабатывающего завода Dangote в Нигерии, которая ранее была вторым по объемам рынком импорта европейского бензина. По данным аналитиков, объемы экспорта бензина в Нигерию сократились вдвое.