Китай вводит новые ограничения на старые танкеры в стратегическом нефтяном порту Циндао, который обеспечивает около одной шестой части общего импорта нефти в страну. С 1 ноября часть операторов терминалов в порту начнет запрещать швартовку танкерам старше 31 года, а также судам с измененной идентификацией в Международной морской организации или недействительными сертификатами. Эти меры направлены против судов, которые транспортируют нефть из Ирана и других санкционных поставщиков.
Об этом сообщает News IO
Причины усиления контроля над танкерами
Введение новых правил стало ответом на действия США, которые в августе наложили санкции на одного из операторов, работающего в портовой зоне Дунцзякоу Циндао. Его обвинили в получении иранской нефти, перевезенной судном под американскими санкциями. Это усилило беспокойство относительно возможных новых ограничений для китайского импорта нефти, что вызвало реакцию китайских дипломатов.
Операторы порта Хуандао, входящего в состав Циндао, в том числе Qingdao Shihua Crude Oil Terminal Co. (совместное предприятие порта и Sinopec Group), подписали соответствующее уведомление. Если танкеру откажут в швартовке, он не сможет заходить в порт в течение года. Для других судов в провинции Шаньдун вводится система баллов, которая анализирует риски по возрасту судна и уровню страхования ответственности за загрязнение. Суда с низким рейтингом также могут получить запрет на швартовку.
Значение порта Циндао для «теневого флота»
Порт Циндао, несмотря на официальное отсутствие импорта нефти из Ирана с середины 2022 года, остается важным хабом для поставок иранской нефти. По данным компании Kpler, в этом году через порт проходит около 300 000 баррелей нефти ежедневно с Ближнего Востока. Обычно сырая нефть из иранских портов транспортируется к водам у Малайзии, где ее перегружают на другие суда, в том числе на суда так называемого «теневого флота».
“Доля порта Циндао в импорте нефти провинции Шаньдун уже уменьшилась с более чем 40% в 2020 году до примерно 20% с 2024 года, поскольку соседние порты в последние годы расширили количество причалов для очень больших нефтяных танкеров. Его роль в работе с высокорисковыми танкерами также относительно незначительна по сравнению с другими портами Шаньдуну”, — сказала Ли.
По оценкам аналитиков, новые ограничения могут не оказать существенного влияния на общий объем импорта нефти, который поступает в Китай обходными путями. В то же время они повышают риски для судов, работающих под санкциями.
Сейчас российский «теневой флот» составляет примерно 17% мировых танкеров. В начале 2025 года его численность достигла 940 судов, что на 45% больше по сравнению с предыдущим годом. По информации главного управления разведки Министерства обороны Украины, количество таких судов превысило 1000 единиц с общим дедвейтом более 100 млн тонн. Преимущественно это старые и дешевые танкеры, которые используются для экспорта нефти и нефтепродуктов из России.
19 сентября Европейская комиссия представила 19-й пакет санкций против России, в который включены дополнительные ограничения, направленные именно на «теневой флот» страны-агрессора.
